Гостеприимство в Исламе

Гостеприимство – это одно из самых достойных и благородных качеств, присущих верующим, в основе которого лежат вера в Аллаха и в Последний день, как сказал посланник Всевышнего (с.а.с): «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день оказывает почет своему гостю» (Аль-Бухари, Муслим). Поэтому истинный мусульманин с неподдельной радостью встречает своего гостя и спешит оказать ему почет и уважение, потому что он твердо верит, что гость от Бога, посредством которого он может заслужить награду Всевышнего. Ислам четко упорядочил правила гостеприимства и установил для него определенные границы. Так, наградой гостю является день и ночь, затем следует обязательное гостеприимство, срок которого равен трем дням, а все, что превышает этот срок, рассматривается как садака (милостыня) и будет записано в книге благих дел благородного и гостеприимного человека. Сообщается, что пророк Аллаха сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день оказывает своему гостю почет в качестве награды для него». Люди спросили его: «Какова же награда о, посланник Аллаха?» Он ответил: «День и ночь, всего же гостеприимство следует оказывать в течение трех дней, а все то, что сверх этого, будет уже садакой» (Аль-Бухари, Муслим).
Нужно отметить, что оказание почета гостю в Исламе не является добровольным и зависящим от настроения и личных взглядов мусульманина. Это его обязанность, и он должен выполнить ее не откладывая, если вдруг в двери его дома постучат или же во дворе появится гость, как велел посланник Аллаха (с.а.с): «Принять гостя – непреклонная обязанность каждого мусульманина, что же касается оказавшегося во дворе его утром, то он для хозяина дома подобен долгу, и если гость захочет, то он в праве потребовать выплатить этот долг, а если нет, он может отказаться от этого» (Аль-Бухари). Если же он отказывается принять должным образом своего гостя, то в нем нет блага, как сказал пророк Мухаммад (с.а.с): «Нет блага в том, кто не оказывает гостеприимства» (Аль-Бухари). Истинный мусульманин не будет проявлять скупость по отношению к гостю независимо от своего материального положения, так как Ислам учит нас, что еды, приготовленной на двоих, хватит на троих, а еды, предназначенной на троих, хватит на четверых, и ни в коем случае не стоит бояться неожиданного гостя, согласно хадису от Абу Хурейра, в котором говорится: «Еды двоих хватит и на троих, хватит и на четверых» (Муслим). Истинный мусульманин никогда не боится того, что за столом соберется много гостей и еды, угощения может не хватить на всех. Он, наоборот, с удовольствием принимает неожиданного гостя и с большой радостью приглашает его разделить с ним свою трапезу.
Оказывая почет и уважение своему гостю, тем более брату по вере, мы, тем самым, подтверждаем свою искреннюю веру в Аллаха и в Последний день. Именно поэтому мы должны, несмотря на все трудности и житейские проблемы, которые окружают нас в повседневной жизни, воспитывать подрастающее поколение и окружающих нас людей на личном примере, четко придерживаться и неуклонно следовать велениям священного Корана и Сунны пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Г. Хусенов
Интересная статья? Поделись с другими: