Это нельзя забыть

Это нельзя забыть

Новости - Новости

Недавно российский народ отметил День памяти жертв политических репрессий. Ингушам было что вспоминать, было о чем скорбить. Их страдания протянулись от гражданской войны, времен коллективизации, Великой Отечественной войны, высылки 1944 года до наших дней. Еще не дошли до своих очагов жители Пригородного района и г.Владикавказ. Их скитания продолжаются.
Самые большие беды случились после тотальной ссылки 1944г.
Мечта И. В. Сталина и его приспешников о том, что люди, лишенные этнической родины, растворятся в среде более многочисленных народов и самоуничтожатся, не осуществилась. Этот страшный замысел так и остался в воспаленных мозгах вершителей человеческих судеб. Ни тотальное морально-психологическое давление, ни изнуряющие холод и голод, ни доводящие до мора болезни и недуги, ни сатанинские проклятия и наветы не смогли сломить любовь ингушей к родной земле, их природную смекалку и всепоглощающую и даже чрезмерную жизненную активность. Жизнь хранит немало тому примеров. Кто-то обязательно скажет: «Какие трудности не пересилит народ, который загнали в угол»? Я согласен с тем, что в экстремальных условиях человек может совершить чудеса. Однако возникают такие проблемы, противостоять которым могут только сильные духом люди. Ингуши не просто выживали в Казахстане, они жили, учились, трудились, добивались успехов. Они не опустили руки, не согласились на вымирание и ассимиляцию, не забыли о своих корнях и истоках. В их судьбах появились доселе не свойственные им и их предкам деяния, устремления. Получалось так: люди, до этого трудившиеся на земле, спускались в глубокие угольные шахты, о существовании которых знали только понаслышке. Их имена знала вся страна, они получали ордена и медали.
Приведу пример. Сосланный в 1944 году в Кокчетавскую область Аюп Бекмурзиевич Кокурхоев совсем молодым человеком устроился горняком на шахту № 106 Треста «Ленинуголь» в поселке Сарань Карагандинской области. Работал с великим рвением и добился больших успехов. Дело дошло до того, что кому-то пришло в голову ещё при жизни назвать одну из улиц поселка его именем. Трижды его представляли к званию Героя Социалистического Труда. Но ни первого, ни второго не случилось, ибо речь шла о представителе высланного народа и спецпереселенце. Вот его краткая биография:
 «Аюп Бекмурзиевич работал на шахте проходчиком. Этот труд считался самым сложным. Начал с проходчика, затем перешел на должность горного мастера, являлся начальником участка и бригадиром проходчиков. За время работы награждался памятными подарками, денежными вознаграждениями и почетными грамотами. Дважды был в Москве на ВДНХ, как передовик производства, где много лет на Доске Почета висел его портрет. Неоднократно избирался депутатом городского и областного советов. А 5-го ноября 1957 года его имя было занесено в Книгу Почета совета профсоюзов Карагандинской области. Десять лет спустя ему было присвоено звание «Заслуженного шахтера Казахской ССР». Чуть позже он получил всесоюзное звание «Почетный шахтер». Грудь ветерана украшали ордена «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, Ленина, знаки «Шахтерская Слава» 3 степени, «Победитель Социалистического соревнования», «Шахтерская Слава» 2 степени, «Ударник девятой пятилетки», медали «Ветеран труда», «За доблестный труд», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 годов». В последние дни 1995 года стал персональным пенсионером, ему была установлена повышенная пенсия за особые трудовые заслуги перед Родиной. Спустя четыре года Аюп Бекмурзиевич закончил свой земной путь. Это случилось в Казахстане. Он завещал похоронить его рядом с могилой матери и просьба его была выполнена. Путь жизни Аюпа продолжили его дети. Трудности не сломили волю и дух большой семьи Кокурхоевых. Они, наоборот, закалили их характеры, подготовили к успешной и достойной жизни. Благодаря этому детям Аюпа удалось стать полезными для общества людьми, продолжить ценные  начинания, заложенные отцом.
Сейчас разное говорят о высылке, об этой страшной трагедии в судьбе ингушского народа. Договорились до того, что сталинская высылка является чуть ли не благом для ингушей. Вот именно так! Мол, такое потрясение взбодрило народ, подтолкнуло его к необходимости бороться за жизненное пространство, способствовало развитию познавательного интереса, расширило зону проживания малочисленного этноса. Получается так, что трагедия стала отправной точкой от патриархальщины к цивилизации.
В качестве подтверждения приводятся такие слова: сдернутые с мест многовекового проживания ингуши лучше узнали язык, нравы, культуру других народов. И за счет этого обогатили свой менталитет.
Возможно, что доля истины в этом есть. Но одно надо сказать точно: трудились и показывали образцы самоотверженности сами ингуши. И пример с Аюпом Кокурхоевым тому настоящее подтверждение.
Интересная статья? Поделись с другими: