Смирение

Смирение

Новости - Новости

Смирение - это трезвое видение самого себя, критическая и справедливая оценка своих действий и поступков. Людей, в которых нет смирения, в старые добрые времена ученые уподобляли пьяным. Та же опьяненность, эйфория, ощущение «я все могу и море мне по колено.» Такой  пьяный не способен реально увидеть себя со стороны, не в состоянии верно оценить и правильно осмыслить происходящее в обществе, среди окружающих, близких, родных, но также внутри самого себя. Часто он уже не в состоянии просто остановиться, задуматься. Так что же питает и поддерживает в душах людей это самое несмирение? Ответ на первый взгляд кажется очень простым: грехи, страсть и гордыня. В Коране говорится:”Поистине, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает. А кто приобщает Аллаху сотоварищей, тот впал в глубокое заблуждение.”(Коран, с 4. а 116).Сообщается, что Пророк Аллаха(С.А.С) сказал:”Не сообщить ли вам, что является самым большим грехом? Это ширк и ослушание родителей.” Затем, сев на землю, он продолжил:”Слово лживое и свидетельство лживое,”- и не переставал говорить эти слова, пока некоторые из нас не начали спрашивать про себя, когда же остановится?”(Хадис аль- Бухари и Муслим). В другом аналогичном хадисе говорится:”Самые большие грехи- это придание сотоварища Аллаху, ослушание родителей и убийство невинного человека.”(Хадис аль- Бухари, Ахмад).Формы проявления гордыни могут быть разными. Богатство, слава, вожделение- это, как правило, три огромные ловушки для человека. Гордость разрушает поклонение Аллаху. Высокомерие  - это презрение ко всем остальным людям, кроме самого себя. Сообщается, что посланник Аллаха (САС0) сказал:” Тот, в чьем сердце есть хотя бы пылинка высокомерия, не войдет в рай.”(Хадис аль -Бухари и Муслим).  И сегодня, в это тяжелое и противоречивое время, надо иметь большое мужество и силу воли, чтобы достойно противостоять всем этим негативным явлениям в нашей повседневной жизни.  
А теперь постараемся ответить на другой вопрос. Что на самом деле приводит человека к появлению у него смирения, истинного понимания своего места в этом мире по отношению к своему Господу, другим людям, самому себе? И здесь, казалось бы, ответ очень прост. Это, вне всякого сомнения, искренняя молитва, пост обязательный в месяц Рамадан и дополнительный в течение всего года, закат и садака, расходы на различные благотворительные цели для оказания помощи нуждающимся с целью снискания благоволения Аллаха. Сюда же можно добавить и чтение Корана, потому что Священный Коран является истинным руководством для каждого мусульманина на правильный путь. Всевышний Аллах сказал:” Поистине, этот Коран ведет к тому, что является правильным...”(Коран,с.17,а.9). Лучшим поминанием Аллаха(зикр) является чтение Священного Корана, повторение Его слов , ниспосланных избранному пророку Мухьаммаду(САС), поскольку эти слова, помимо поминания содержат в себе еще и объяснения Шариата и того, чему мусульманин обязан неуклонно следовать и чего он должен непременно избегать. Передают со слов Усмана бин Аффана, что посланник Аллаха (САС) сказал:” Лучшими из вас являются те, кто изучает Коран и учит ему других”.(Хьадис аль Бухари).
      Приближение к нашему Творцу, Господу миров, осуществляется только  с помощью проявления искреннего смирения. То же самое касается дружеского отношения к близким Аллаху и отсутствия проявления враждебности по отношению к ним, поскольку этого можно добиться и достичь только благодаря проявлению высшей степени смирения и покорности к Всемогущему Аллаху. Сообщается, что посланник Всевышнего(САС) сказал:” Аллах неизменно возвышает того, кто проявляет смирение ради Аллаха.”(Хьадис Муслим).Ислам дает много всякого рода указаний как прямых, так и косвенных, внушающих людям любовь к смирению, побуждающих к нему и заверяющих их в том, что чем больше верующие будут проявлять смирение,повинуясь велениям Аллаха и Его пророка (САС), тем больше они возвысятся перед своим Творцом. В Священном Коране Аллах призывает нас, мусульман, к смирению:” Обращайтесь к Господу вашему смиренно и тайно”.(Коран,с.7,а.55).Давая свое толкование этому аяту, имам аль Къуртуби сказал:” Это является велением обращаться к Аллаху с мольбами, что становится поклонением Ему. Затем Аллах Всемогущий и Великий присоединяет к этому те качества, которые уместны при обращении к Нему с мольбой, а именно смирение, спокойствие и покорность. Слово “тайно”,которое упоминается в этом аяте, указывает на то, что обращаться к своему Господу следует про себя, чтобы как можно дальше удалиться от всего показного.
Истинная суть Ислама состоит: в выполнении приказанного и одобряемого Аллахом и в отказе от совершения запрещенного Им, поскольку слово “ислам” означает проявление повиновения Всевышнему Аллаху во всем, что подразумевает собой высшую степень покорности и смирения. Пророк Мухьаммад (САС) являл собой живой и прекрасный пример смирения и великодушия. Когда он проходил мимо  игравших детей, то ни его пророческий сан, ни то величайшее положение, которое он занимал среди всех людей по воле Аллаха, не мешали ему приветствовать и запросто, непринужденно общаться с ними. Передают, что однажды сподвижник посланника Аллаха(САС),проходя мимо детей, обратился к ним с приветствием, а потом сказал:” Пророк (САС) всегда поступал так”.(Хьадис аль Бухари и Муслим).По свидетельству Анаса:” Пророк Аллаха (САС) отличался таким смирением, что любая из маленьких невольниц Медины могла взять его за руку и отвести куда хотела, чтобы он сделал то, в чем она нуждалась”.(Хьадис аль Бухари). Пророк Мухьаммад(САС) всегда стремился, в том числе и на личном примере, прививать душам своих сподвижников такое великое качество как смирение, в основе которого лежат: великодушие, спокойствие, покладистость и мягкость характера. Сообщается, что Посланник Всевышнего (САС) сказал:” Поистине, Аллах ниспослал мне откровение, суть которого состоит в том, что вы  должны проявлять смирение ради Аллаха, и ни один из вас не должен восхваляться перед другим”.(Хьадис Муслим).Ученый богослов, имам аль Къуртуби утверждает, что смирение есть покорность и подчинение, требующие наличия того, по отношению к кому это смирение  следует проявлять. Таким объектом является Аллах Всевышний, а также все те, по отношению к кому Аллах велел проявлять смирение: Посланник Аллаха(САС), имам, правитель, алим и родители. Подобное смирение представляет собой обязательное и похвальное качество, за которое Аллах возвышает человека в обоих мирах. Проявление смирения к другим людям ради Аллаха, в основе своей, является весьма похвальным, рекомендуемым и желательным действием истинного мусульманина. Если же говорить о его взаимоотношениях с другими людьми в обществе , в котором живет и работает, то они являются взаимоотношениями, которые способен поддерживать только воспитанный  и благородный человек, обладающий такими нравственными качествами, к обретению которых побуждает всех людей Ислам.
Да поможет нам Аллах проявлять искреннее смирение согласно Корану Сунне.
Интересная статья? Поделись с другими: