День скорби, печали и трагедии

День скорби, печали и трагедии

Новости - Новости

23 февраля 1944 года весь ингушский народ по указу сталинско-бериевского преступного правительства незаконно был насильственно, под дулом автоматов, в скотских товарных вагонах переселен в Казахстан и Киргизию.
Мне было тогда 3 года. В памяти, хотя и смутно, как всполохи, предстают некоторые картины этих страшных событий. Помню, как в товарном вагоне, где не было никаких удобств, старики, женщины и дети испытывали невыносимые трудности. Соблюдая ингушские обычаи и традиции, в одной половине вагона расположились женщины и дети, а в другой – представители мужского пола. От тесноты, холода, недоедания, болезней и других трудностей многие погибали. Их трупы вынуждены были оставлять на снегу во время многочисленных остановок.
По месту прибытия, местные чиновники развозили переселенцев в близлежащие села и деревни. Нашу семью, вместе с родственниками, привезли в село Джаналатан и поместили в холодные неблагоустроенные помещения.
Местное население, благодаря лживой пропаганде, распространяемой чиновниками, которые утверждали, что ингуши - враги народа, пособники фашистов, людоеды, в первое время с опаской и недоверием относились к нам. Но вскоре они поняли, что ингуши такие же простые люди как и они, и стали поддерживать с нами хорошие добрососедские отношения, оказывая посильную помощь и поддержку.
Когда мы приехали на новое место жительства в рудник Даниловка, Степнянского района, Акмолинской области, рядом с нами жила семья казахов. Я даже запомнил все их имена: отца звали Сарабула, мать – Аминат, дочь – Роза, сына – Амангельды, он был моим ровесником. Мы много играли вместе. Часто вспоминаю, как наша соседка Аминат, почти ежедневно приносила нам баночку свежего молока, моему годовалому братишке Камаладину. Мне часто приходилось качать его в люльке, помогая матери, это были 1947 – 48 годы. Я никогда не забуду ту заботу, которую проявляли наши соседи по отношению к нам, их доброту и благородство. Хотя время было очень тяжелое, но люди не потеряли теплоту души, сочувствия и сострадания друг к другу.
В эти трудные годы, люди разных национальностей: казахи, русские, немцы, поляки, ингуши, чеченцы - все, можно сказать, делились последним куском хлеба. Из-за нехватки продуктов питания, теплой одежды, отсутствия лекарств и медицинского обслуживания тысячи семей чеченцев и ингушей потеряли своих родных и близких. Это около половины численности всего населения. Наша семья потеряла половину своих людей: самого старшего Махмада Кагармановича, который до выселения работал председателем колхоза имени Кирова в хуторе Хадзиево Пригородного района Чечено-Ингушской АССР. Он был весьма уважаемым и известным человеком. Умерла его супруга, Боху, их старший сын Туган, будучи в юношеском возрасте, его сестра Товсари. Из нашей семьи умерли мои братья Юнус, Джамалдин, Хамзат, а также сестренка Хава. Я был самым старшим в семье.
И каждая ингушская семья, можно сказать, понесла такие же невосполнимые потери родных и близких.
Слава Всевышнему, что за годы депортации, а это более 13-ти лет, ингуши не озлобились, а стойко и мужественно перенесли все тяготы и невзгоды переселения. Мы сохранили свой язык, культуру, обычаи и традиции.
Сегодня мы проживаем в своей республике и наряду с другими братскими северо-кавказскими народами успешно развиваем свою экономику и культуру. Ингуши всегда гуманно относились к своим соседям и другим народам. Эта наша национальная черта, об этом хорошо знают на Кавказе, в России и за рубежом. Нужно отметить, что ингушский народ и во время Великой Отечественной войны, и в годы социалистического строительства, и на всех этапах развития нашей великой страны, принимал самое активное участие.
Но, начиная с 1950-х годов, жизнь людей, можно сказать, повсеместно начала налаживаться. Переселенцы из числа ингушей начали устраиваться на работу в колхозы и предприятия, строить свое жилье, а дети стали ходить в школу. Однако жестокий комендантский надзор и режим делали жизнь нашего народа неполноценной и ущербной в морально-нравственном отношении. Спецпереселенцы в возрасте от 18 лет и старше обязательно должны были еженедельно отмечаться в комендатуре. Люди не могли без специального разрешения посетить своих родных и близких, проживающих в соседнем селе или деревне. Нарушение комендантского режима влекло уголовную ответственность вплоть до 10 лет заключения.
С 1954 года, после смерти Сталина, с приходом к власти Н.С. Хрущева, в стране началась так называемая «хрущевская оттепель». Комендантский режим над всеми спецпереселенцами был снят. Весь советский народ наконец-то свободно вздохнул. А в 1956 году Советское правительство своим Постановлением восстановило Чечено-Ингушскую АССР. И с тех пор чеченцы и ингуши начали возвращаться домой, на Родину. Но восстановление ЧИАССР было неполным. Пригородный район - колыбель ингушского народа, его историческая часть до сих пор находятся под юрисдикцией Северной Осетии. Все это время ингушский народ мирными парламентскими средствами пытается добиться восстановления конституционных прав всех репрессированных народов, в том числе и восстановления территориальной целостности Ингушетии. Народ Ингушетии полон надежды и уверенности, что историческая справедливость восторжествует и незаконно отторгнутые земли и Пригородный район будут возвращены, восстановив тем самым полностью историческую целостность Республики.
Народы Российской Федерации знают и помнят о всех трудностях и трагических событиях, перенесенных многими народами нашей страны в период правления сталинско-бериевского режима. Они полны решимости и уверенности в том, что больше никогда не допустят подобного в своей стране.
Юсуп Хадзиев, географ, историк,
житель г. Малгобек
Интересная статья? Поделись с другими: